Зачем нужна карточка переселенца


Зачем нужна «справка переселенца»

 

Постановление Кабмина Украины №637 называет получение этого документа необходимым условием для возобновления получения всех видов социальной помощи на всей территории Украины: пенсий, выплат при рождении ребенка, помощи из Фонда социального страхования на случай временной утраты трудоспособности и так далее. Только владелец этой справки может воспользоваться льготами, которые предусмотрены для переселенцев. Например, ликвидировать частное предприятие по упрощенной процедуре, отложить на время уплату налогового долга, зарегистрировать юридическое лицо или предприятие. Только с «карточкой переселенца» можно получить положенные по закону медицинские услуги, адресную помощь, гуманитарку от международных организаций (ООН, «Красный Крест» и т.д.). А студенты благодаря такой карточке могут претендовать на полную или частичную оплату обучения из местного или государственного бюджетов, получение льготного кредита на оплату образования, выплату социальной стипендии, бесплатного обеспечения учебниками, бесплатного доступа к Интернету, а также к базам банных в государственных и коммунальных учебных заведениях, бесплатного проживания в общежитии. А еще для различных категорий переселенцев предусмотрены разнообразные льготы и программы — от бесплатного питания для неимущих до предоставления льготных мест в детсадах  для детей работающих граждан-переселенцев. Эта карточка пригодится при любых взаимодействиях с властью: получении загранпаспорта, вклеивании фотокарточки во внутренний паспорт, регистрации временного места проживания и так далее.

 

Гражданину, который был вынужден спасаться бегством из собственного дома, надлежит явиться в орган социальной защиты по месту своего временного жительства (вот их дислокация по города Харькову: http://esm.kharkov.ua/soc-poslugi/contacts-rayoni/) с заявлением, образец которого утвержден Министерством социальной политики Украины (http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/z1209-14/paran12#n12). В этом заявлении необходимо указать свои паспортные данные, пол, возраст, место регистрации, контактный телефон, адрес временного проживания и категорию (является ли человек пенсионером, инвалидом, безработным или нашел себе работу на новом месте и так далее).

 

Разумеется, кроме заявления вынужденный переселенец должен предъявить при регистрации свой паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность и подтверждающий украинское гражданство), если имеется — документ, подтверждающий факт проживания на территории той административно-территориальной единицы, из которой гражданину пришлось выезжать в связи с трагическими обстоятельствами. Это может быть и паспорт с отметкой о регистрации места жительства, и удостоверение, подтверждающее социальный статус лица с отметкой о регистрации места жительства, и военный билет с информацией о прохождении службы, и трудовая книжка, и документы о праве собственности на недвижимое имущество. В случае необходимости гражданин может предоставлять при регистрации свидетельство о рождении детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Если же переселенец потерял документы или они были у него украдены, он должен уведомить о случившемся сотрудников Государственной миграционной службы по месту своего фактического проживания. ГМС выдаст временное удостоверение, подтверждающее личность, в течение одного дня. С ним-то и надо приходить за «карточкой переселенца».

 

Все данные, предоставленные переселенцем, вносятся в Единую информационную базу данных внутренне перемещенных лиц, хранителем которой является Министерство социальной политики Украины. Вся информация, предоставленная человеком при получении такой справки, подпадает под законодательство о персональной информации, она не может быть обнародована или предоставлена кому-то без ведома и согласия гражданина.

 

В момент регистрации заявителю выдается справка, которая печатается на бумаге формата А4 (стандартный офисный лист), образец которой можно посмотреть на сайте Верховной Рады Украины (http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/509-2014-%D0%BF#n9). Официальное название документа — Справка о взятии на учет внутренне перемещенного лица, народное название — «карточка переселенца». Документ этот выдается в день подачи заявления о регистрации. В Постановлении Кабинета Министров указано, что гражданин может обращаться за получением справки о регистрации либо лично — либо через своих законных представителей. Профессиональные юристы нашей фирмы могут помочь вам в этом вопросе.

 

Теперь о детях. Несовершеннолетние дети, которые находятся со своими родителями или членами семьи, указываются в справке одного из заявителей. А вот если несовершеннолетние переселенцы живут без родителей, заявление об их регистрации подают законные представители (опекуны, приемные родители, родители-воспитатели, представители администрации учреждения системы здравоохранения, школы и т.д., в котором находится ребенок).

 

Срок действия такой справки — полгода. Через этот промежуток времени она может быть продолжена еще на шесть месяцев, разумеется, только если обстоятельства, связанные с ее выдачей, будут по-прежнему актуальны (место постоянного жительства гражданина по-прежнему будет находиться в зоне боевых действий или под оккупацией, жизненные обстоятельства останутся неизменными). Для продления справки необходимо повторно обратиться в орган социальной защиты по месту своего фактического проживания.

 

Выдавая справку, чиновник уполномоченной организации обязан проинформировать переселенца о возможностях решения проблем, связанных с социальной защитой нуждающихся: возобновления социальных выплат, денежной помощи, других вопросов. Предупреждает он и о том, что выданная справка… недействительна. Дело в том, что органы социальной защиты населения не могут, да и не обучены проверять предоставленные визитерами сведения. В день регистрации переселенца они передают собранную информацию специалистам Государственной миграционной службы посредством электронной почты. А вот сотрудники ГМС как раз-то и проверяют все эти факты. И, если переселенец  действительно живет по названному адресу, если он действительно вынужден был бежать из районов боевых действий или из Крыма, через три дня на обратной стороне его «карточки переселенца» появляется отметка о регистрации места проживания. Только после этого справка считается действительной. При этом обладатель документа обязан в течение 10 дней сообщать органам Государственной миграционной службы об изменении места фактического проживания или о возвращении на место своего первоначального жительства.

 

В интересах переселенца соблюдать эти правила, ведь время от времени ГМС обязана проводить выборочную проверку фактического места проживания, указанного при регистрации. И если гражданина там не окажется — он в течение одного дня будет снят с учета. А для восстановления на учете Государственная миграционная служба должна подтвердить реальное место проживания переселенца.

 

В случае, если жизненные обстоятельства вынужденного переселенца изменяются, например, у него рождаются дети, он переселяется и так далее, он обращается за новой справкой о регистрации, а старая при этом — изымается. Если же документ потерялся или испортился (например, протерся до нечитаемости), та организация, которая выдавала справку, бесплатно предоставляет дубликат по просьбе гражданина.